«Пусть звучит над Москвою охрипший его баритон, ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем», — эти строки Булат Окуджава посвятил самому любимому и самому популярному в России поэту и исполнителю Владимиру Высоцкому. Он ушел на взлете. Ушел на изломе. Но успел столько, сколько другому поэту или писателю не успеть и за очень долгую жизнь. Сегодня, 25 января 2020 года, Владимиру Семеновичу исполнилось бы 82 года. Трудно представить себе его почтенным старцем. И не потому даже, что умер он молодым, а потому, что жил одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, и, как сказал его товарищ-поэт, «тесны ему любые рамки – временные и возрастные».
Баллада о детстве
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. О своем доме на улице Первой Мещанской позже он споет в своей «Балладе о детстве». Отец – Семен Владимирович – ветеран Великой Отечественной войны, перспективный военный, талантливый бард. Был он мужчиной чрезвычайно грамотным, получил юридическое, экономическое, химическое высшее образование. Он был офицером и трудился на секретном предприятии министерства связи. В 1988 году получил должность директора школы Главпочтамта. Скончался в 1997. Мама – Серёгина Нина Максимовна – родилась в многодетной семье, где росло пятеро малышей. Она работала переводчицей немецкого языка при управлении геодезии и картографии при НКВД.
Семья Владимира Высоцкого не была счастливой и дружной. В 1947 году, когда Вовке исполнилось пять лет, родители оформили развод и оба создали новые семьи. У Высоцкого отношения с отчимом не сложились, поэтому он не стал жить с матерью, а сразу после развода переехал жить к отцу. Его растила мачеха — вторая жена Семена Высоцкого — Евгения Степановна Лихолетова (Мартиросова). Она относилась к мальчишке гораздо лучше, чем отчим. Володя искренне любил ее и в знак особого уважения даже окрестился в Армянской апостольской церкви. Он называл свою мачеху-армянку «мама Женя». Евгения Степановна была учителем музыки, она научила Вовку играть на фортепиано (погибла в 1988).
Когда началась Великая Отечественная война, маленькому Володе едва исполнилось четыре года. Парнишку эвакуировали в далекий Оренбург, а в девять лет отец забрал его в оккупированную Германию послевоенного периода. Здесь Вовка учился игре на фортепиано.
Эти впечатления не были похожи на жизнь его московских сверстников в послевоенной советской столице. С его матерью отец на тот момент уже не жил вместе. Отношения Высоцкого с отчимом сложились хуже, чем с мачехой. С ней он поселился после Германии в центре Москвы — в знаменитом Большом Каретном переулке, где Владимир позже «оставит» и свои семнадцать, и черный пистолет, и первые юношеские надежды, и первые песни. Здесь судьба и свела его с компанией типичной городской молодежи 50-х, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, юность — на «оттепель», а зрелость — на унылый «застой». Ведь именно здесь в начале 50-х он познакомился с «блатной» романтикой – лирическим наследством страшного сталинского ГУЛАГА. Тогда во всех дворах, на всех лавочках обязательно собиралась компания молодежи с гитарой. Пели рвущие душу песни о Колыме, Воркуте, Мурке. Из «приличных» романсов большой популярностью пользовались произведения Петра Лещенко и Козина. Так в жизни Высоцкого появилась гитара.
Будучи десятиклассником, Владимир Высоцкий посещал драматический кружок. Однако он не сразу определил, что хочет быть актером.
После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это — не мое…», — сказал тогда Владимир Семенович. Он поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе и уже на первом курсе знакомится со студенткой Изой Жуковой, которая и стала его первой женой. Но счастье пары длилось очень недолго, проблемы начались почти сразу из-за проблем с алкоголем и постоянных ссор. Высоцкий утверждал, что Иза ему постоянно изменяла и даже родила от любовника сына Глеба. После развода в 1965 Изольда перебралась из Москвы в Нижний Тагил, где до пенсии работала в драмтеатре. Точный период, когда пара жила в браке неизвестен.
Третьекурсником Высоцкий дебютировал на киноэкране, сыграв маленькую роль в фильме «Сверстницы» (1959).
Когда в начале 60-х Высоцкий встретился с Окуджавой, то всерьез заинтересовался авторской песней. И всю жизнь считал Булата Шалвовича своим наставником и учителем. Позже он напишет «Песню о Правде и Лжи», посвященную Окуджаве. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики» и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую «Подводную лодку», о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: «Подводная лодка — это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась».
Театр и кино
После окончания в 1960 году учебы в школе-студии МХАТа Высоцкий некоторое время работал в театре имени А.С. Пушкина затем в Театре миниатюр. Он играл в эпизодах, в массовке, радости от сцены не получал. В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него «своим театром». «Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: «Я несколько своих песен написал, послушаете?» Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа», — вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов — целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким — прощание Владимира Семеновича со зрителями…
Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого — Золотухина, Демидовой, Филатова.
В кино Высоцкий работал «без отрыва от тетра». Первой его работой стала роль в популярной тогда картине «Карьера Димы Горина». В это же время у него происходит разрыв с супругой, Иза уехала из Москвы. На съемках очередного фильма Высоцкий познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой.
Дети Владимира Высоцкого
Дети Владимира Высоцкого появились у него в браке с Людмилой Абрамовой. Они были достаточно большими, чтобы помнить своего знаменитого отца, равняться на него и гордиться им. Мальчики тяжело перенесли потерю папы, но смогли стать достойными его памяти. Говорят, что у Высоцкого якобы была внебрачная дочка Настя, которую родила ему в 1972 году актриса театра Татьяна Иваненко. Писали, что отцу категорически запрещали видеться с дочерью, хотя девушка вспоминала, что он и не горел желанием общаться. Настя замужем, растит дочь и работает на канале «Культура». Своим ребенком Высоцкий считал, также, сына первой жены Глеба, который родился в 1965. Он не стал артистом, а работает главным инженером в екатеринбургской фирме.
Сын Владимира Высоцкого – Аркадий Высоцкий
Сын Владимира Высоцкого – Аркадий Высоцкий родился в 1962 во втором браке с Людмилой Абрамовой. Он окончил ВГИК, получил образование сценариста. Долгое время делал успешную карьеру на ТВ. У Аркадия огромная и счастливая семья. Он – отец трех мальчишек и двух девчонок, которых просто обожает. Аркадий Высоцкий дебютировал в кинокартине «Чужая Белая и Рябой» в 1986. Фильмография сына Высоцкого насчитывает три работы, он является сценаристом в пяти кинокартинах. Аркадий является преподавателем.
Сын Владимира Высоцкого – Никита Высоцкий
Сын Владимира Высоцкого – Никита Высоцкий появился на свет в 1964. Парень окончил школу, работал на заводе, а потом поступил в Школу-студию МХАТ. С 1986 играл в знаменитом театре «Современник», после этого организовал собственный Московский маленький театр. Является хранителем музея Высоцкого и учредителем благотворительного фонда имени отца. Снимался в огромном количестве кинокартин, в том числе, «Мышеловка» и «Дом солнца». Никита Владимирович – сценарист, актер, режиссер, продюсер, а еще муж и отец двух сыновей.
Тем временем сначала по Москве, а потом и по стране стали расходиться песни Высоцкого — блатные по преимуществу, которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов. Актер в те годы часто снимался в кино, но роли это небольшие, серые, а фильмы скучные и пустые. Именно тогда Владимир пристрастился к алкоголю, причиной тому были маленькие роли в ничего не представляющих из себя фильмах. Эта пагубная привычка стала причиной разлада в семье и на работе.
В 1967 году на экраны выходит картина «Вертикаль», которая приносит Высоцкому настоящий успех, особенно его песням из фильма.
Вспоминает режиссер фильма Станислав Говорухин: «Актерам довелось пожить недельку в палатке под ледником. Надо было набраться альпинистского опыта, вообще «почувствовать» горы. Особенно Володе. Мы очень рассчитывали на песни, которые он напишет. Без них картина не могла состояться. Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах».
Марина Влади
В этом же году в жизни Высоцкого появилась его третья жена — Марина Влади (настоящие имя и фамилия — Марина-Катрин Владимировна Полякова-Байдарова, 1938 г.р.). Владимир влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО — Высоцкий пришел туда после спектакля. «Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это — ты», — так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним…» — успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого. Супруга ввела актера и певца в круг европейских знаменитостей. На Западе вышло несколько пластинок Высоцкого.
Конец 60-х — кино и музыка
В конце 60-х годов Владимир Высоцкий много снимался в кино. Среди его работ такие фильм, как «Короткие встречи» (Максим), «Интервенция», «Служили два товарища» (Бруснецов), «Хозяин тайги» (Рябой), «Опасные гастроли». У всех фильмов с участием Высоцкого была трудная судьба. Мелодрама «Короткие встречи», собрав 4,4 миллионов зрителей, была остановлена в прокате, несмотря на то, что было сделано 725 копий. Вновь на экраны картина вышла лишь в 1987 году.
Еще сложнее обстояло дело с эксцентрической трагикомедией режиссера Геннадия Полоки «Интервенция», которая вообще была запрещена к прокату. Музыкальный фильм Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли», несмотря на революционную направленность, подвергся резкой критике, но все же вышел на экраны. Тогда фильм обогнал по популярности даже знаменитую картину «Белое солнце пустыни».
К тому времени многие в СССР стали обзаводиться магнитофонами. Буквально в каждом доме стали появляться неофициальные записи песен Высоцкого. Высоцкий постепенно становится настоящим кумиром. Это неподцензурное творчество очень раздражало советскую власть. Высоцкого все чаще не утверждали на роли в кино, его песни не допускались на радио и грампластинки.
70-е годы
В 70-е годы Высоцкий мало снимался в кино. Периодически на экранах кино можно было услышать его песни, или песни на его стихи: в драме «Сыновья уходят в бой», в приключенческом фильме «Контрабанда», в трагикомедии «Одиножды один», в героической драме «72 градуса ниже нуля» и других. Среди же ролей тех лет можно лишь отметить Фон Корена в трагической мелодраме «Плохой хороший человек» и Ганнибала в музыкальной комедии «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил» (1976).
В 1977 году в серии «Aктеры советского кино» вышел посвященный Высоцкому проспект, составленный И.Рубановой. Говоря о тех выразительных средствах, которыми пользуется Высоцкий, создавая свои роли в кино, театре, на эстраде, она особенно выделяет его голос. И действительно, голос является его основным выразительным материалом. Недаром при ответе на вопрос анкеты, распространенной среди артистов театра на Таганке в 1970 году, Высоцкий сказал, что самой большой для себя трагедией считал бы потерю голоса.
В театре на Таганке в те годы Высоцкому то дают главные роли, то выгоняют с работы за пьянство. Несколько раз Высоцкий был близок к смерти — он попадает в реанимацию из-за больного сердца, напряженной нервной деятельности, злоупотребления алкоголем.
Не выразив себя в полной мере в качестве киноактера, Высоцкий становится настоящим кумиром, исполняя свои песни. В последние годы жизни доминирующей темой творчества Владимира Высоцкого в его песнях становится исповедь. Он всё чаще обращался не только к своим современникам, но и к потомкам.
Глеб Жеглов
В 1979 году Владимир Высоцкий сыграл свою самую значительную роль в кино — Глеба Жеглова в сериале «Место встречи изменить нельзя». Как признавался сам актер, это была его самая любимая роль. Тем не менее, этой роли могло и не быть…
Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах взяла Говорухина за руку и увела из комнаты. «Отпусти Володю, снимай другого артиста!». Ей вторил Высоцкий: «Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль». «Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер», — вспоминает Говорухин.
Во время съемок Станиславу Говорухину пришлось покинуть съемочную площадку из-за отъезда на фестиваль. И тогда он доверил режиссуру Высоцкому. Говорухин вспоминает:
«Он давно подумывал о режиссуре. И я с радостным облегчением уступил ему режиссерский жезл.
Когда я вернулся, группа встретила меня словами: «Он нас измучил!». Шутка, конечно, но, как в каждой шутке, тут была лишь доля шутки. Привыкших к долгому раскачиванию работников группы поначалу ошарашила его неслыханная требовательность. Обычно ведь как? «Почему не снимаем?» — «Тс-с, дайте настроиться. Режиссеру надо подумать». У Высоцкого камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был «готов» за четыре дня. Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили. Он, несущийся на своих конях к краю пропасти, не имел права терять ни минуты.
Но зато входил он в павильон абсолютно готовым к работе, всегда в добром настроении и заражал своей энергией и уверенностью всех участников съемки. По этой короткой пробе легко было представить его в роли режиссера большой картины.
Зато на тонировке с ним было тяжело. Процесс трудный и не самый творческий — актер должен слово в слово повторить то, что наговорил на рабочей фонограмме, загрязненной шумами, стрекотом камеры. Бесконечно крутится кольцо на экране. Володя стоит перед микрофоном и пытается «вложить в губы» Жеглова нужные реплики. Он торопится, и оттого дело движется еще медленнее, он безбожно ухудшает образ. «Сойдет!» — кричит он. Я требую записать еще дубль. Он бушует, выносится из зала, через полчаса возвращается, покорно становится к микрофону. Ему хочется на волю, а кольцо не пускает. Ему скучно, он уже прожил жизнь Жеглова, его творческое нутро требует нового, впереди ждут Дон Гуан и Свидригайлов, а внизу, у подъезда, нетерпеливо перебирают ногами и звенят серебряной сбруей его Кони».
Министр МВД СССР попросил, а это было равнозначно приказанию, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме. Но Высоцкий не соглашался на это категорически. «Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили то страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с милицией, не переносил на дух» — объясняет Говорухин. Режиссеру пришлось придумать сцену, где Жеглов примеряет китель. С большим трудом он уговорил актера на эту сцену.
В этом фильме Высоцкий не исполнял своих песен, хотя первоначально очень хотел. Против этого был Говорухин, он считал, что тогда образ певца Высоцкого заслонит образ капитана Жеглова. В итоге персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов — не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».
Несостоявшиеся роли
Не смотря ряд ярких ролей, по большому счету, талант Высоцкого-киноактера так и остался нераскрытым. Сколько ролей так и остались не сыгранными по разным причинам, но чаще всего из-за властей, который упорно пытались не допустить его на экраны.
Так сорвалась роль, которая могла стать одной из лучших в карьере актера — Степан в легендарном «Андрее Рублеве» Тарковского (1965). Режиссер долго собирал скудные сведения о жизни Андрея Рублева и узнал, что он обучался иконописи в одном из древних монастырей Руси — Высоцком. И Тарковский, большой любитель мистических совпадений, решил снимать в своей картине Высоцкого. По одной из версий, Тарковскому не дали это сделать чиновники Госкино (хотя члены худсовета благосклонно отзывались о пробах актера), по другой — Высоцкий внезапно запил, и Андрей Арсентьевич, уважающий дисциплину, сказал, что никогда больше с ним работать не будет. Так или иначе, но роль Степана сыграл Н. Граббе.
Не были утверждены пробы Высоцкого в фильмах «Над Тисой» (1958), «Аннушка» (1959). В 1962 году Высоцкий снялся в эпизодической роли инструктора райкома Пыртикова в картине «Грешница», но кадры с его участием в фильм так и не вошли. В 1964 году Шукшин планировал снимать Высоцкого в роли Пашки Колокольчикова, но в итоге отдал роль Леониду Куравлеву.
В 1969 году Высоцкий, уставший от кинонеудач, сам попросился у Эльдара Рязанова в его фильм «Сирано де Бержерак». «Понимаете, Володя, — ответил Рязанов, я не хочу снимать в этой роли актера, мне бы хотелось снять поэта». «Но я же пишу. Стихи», — смущенно улыбнулся Владимир Семенович. В те годы Рязанов не считал его настоящим поэтом, но из деликатности согласился посмотреть кинопробы. В итоге на роль Сирано был утвержден Евгений Евтушенко.
Пробовался Высоцкий и в фильмы «Софья Перовская» на роль Желябова, мелодраму «Дорога домой», приключенческом фильме «Дерзость». В фильме «Дерзость» Георгию Юнгваль-Хилькевичу Госкино не дало снять Высоцкого под угрозой закрытия съемок. И тогда режиссер на свой страх и риск со своим звукооператором записал тридцать песен Владимира Семеновича на широкой пленке — бард тогда взял табуретку, поставил на нее ногу и без передыха с упоением пел. Это была первая качественная запись его песен.
Режиссеры шли на различные ухищрения, чтобы пробить в Госкино разрешение на съемки Высоцкого. Но чиновники боялись как огня одного его имени. А когда роли все же доставались, то, как правило, это были небольшие тусклые эпизоды. И все таки мощный темперамент, незаурядное дарование всегда находили возможность проявиться и в ролях второго плана.
Смерть Высоцкого
Жизнь Владимира Высоцкого неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет — каждый хранит его у себя как реликвию. Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья «застоя», выразителем и обличителем которого был Владимир Высоцкий.
Всенародная любовь
До сих пор идут иногда споры: кем же Высоцкий был больше — актером или поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны, и только блестящее исполнение самим автором делает их произведениями искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его песнями.
Дискуссия эта правомерна и, возможно, не кончится никогда, пока будут слушать, смотреть и помнить Высоцкого. Одна сторона его творчества неразрывно связана с другой стороной. Его песни — чаще всего монологи, от лица самых разных персонажей: шпаны, обывателей, военных, сказочных героев… В последние годы творчества — от лица самого себя. Здесь смешаны актерские, лицедейские, а также глубоко личностные сущности Высоцкого. Ту же смесь мы найдем и в его лучших ролях: на сцене — Галилей и Гамлет, на экране — геолог в картине «Короткие встречи», белогвардейский офицер в фильме «Служили два товарища», радист в «Вертикали» и, конечно же, Глеб Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя».
И все же неслыханную, всенародную любовь Высоцкий заслужил, в большой степени, из-за социально-политической ситуации, в которой находилась страна в его время. Тупой и унылый «застой», казалось многим, обречен на вечное существование. Ощущение безнадежности, подавление любой инициативы, скука полунищенского прозябания ввергли мужское население страны в повальное пьянство, воровство и цинизм, негромкое злословие в адрес власти.
Все это было присуще, в той или иной мере, героям песен и актерских работ Высоцкого. Он вслух и открыто вещал о том, чем жила страна на самом деле. Он насмешничал и печалился о том же, о чем ехидничали и горевали миллионы людей. Он один отвечал за всех. Люди двоедушничали: делали одно, а делали вид о другом, думали одно, а говорили другое. Одна юная поклонница творчества Высоцкого недаром объяснила свою любовь к нему: «Он не врал».
Ты так велик и так правдив —
Какие мне найти слова?
Мечте своей не изменив
Твоя склонилась голова.
Не может быть двух разных мнений: —
Ты просто наш Советский гений!
Валентин Гафт
Песни Владимира Высоцкого популярны и актуальны и сегодня. Его манера и стиль исполнения породили новый жанр: «русский шансон». Прекрасно смотрятся роли Высоцкого в кино — Ганнибал и Бруснецов, Фон Корен и Рябой и многие другие, а Глеб Жеглов и вовсе стал «народным» персонажем. Многие его стихи, напечатанные в книгах, захватывают своей неподдельной высокой поэзией. Даже среди выдающихся личностей пантеона великой русской литературы, русского искусства Владимир Высоцкий не затерялся, не пропал. А это, конечно, означает, что его жизнь и творчество были не напрасны и, как говорил другой поэт, «любезны народу». В Москве открыт Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого. С 1994 на Гоголевском бульваре в Москве действует постоянная выставка — профессиональные и любительские фотографии из жизни Высоцкого. В 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, министерством культуры РФ и Национальным Резервным банком учреждена ежегодная Премия Высоцкого «Своя Колея». В 1999 году Содружество актеров Таганки осуществило постановку спектакля «ВВС» (Высоцкий Владимир Семенович).
Хроника Жизни Владимира Высоцкого
- 25 января 1938 года — В Москве родился Владимир Высоцкий.
- 1 сентября 1945 года — Пошел в первый класс 273-й Московской школы.
- 1947 год — Уехал с отцом и мачехой в Германию-город Эберсвальд.
- Октябрь 1949 года — Вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15.
- 1955 год — Окончил 10 классов 186-й мужской школы. Поступил в МИСИ им. Куйбышева.
- Начало 1956 года — ушел из института.
- Лето 1956 года — Поступил в Школу-студию МХАТ.
- Май 1958 года — Женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой.
- Июнь 1960 года — Окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в театр А. Пушкина, затем в театр Миниатюр.
- 1961 год — Написана первая песня — «Татуировка».
- Осень 1961 года — В Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой.
- Ноябрь 1962 года — У Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын — Аркадий.
- Май 1964 года — По настоянию родителей Высоцкий впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма.
- Август 1964 года — Родился второй сын — Никита.
- Сентябрь 1964 года — Зачислен в штат актеров Театра драмы и комедии на Таганке.
- 1965 год — Первые сольные концерты в Москве. К тому времени им уже написано около сотни песен.
- Июнь 1966 года — В Театре на Таганке премьера — «Жизнь Галилея». В главной роли — Владимир Высоцкий.
- Лето 1966 года — Снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль».
- 1967 год — Снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция». Последний фильм при его жизни на экраны не вышел.
- Июль 1967 года — В Москве познакомился с французской киноактрисой Мариной Влади.
- Март 1968 года — Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают со множеством оговорок.
- 9 июня 1968 года — В газете «Советская Россия» опубликована разгромная статья Г.Мушты и А.Бондарюка «Во имя чего поет Высоцкий?».
- Август 1968 года — В Сибири написаны две песни: «Охота на волков» и «Банька»..
- Июль 1969 года — Первая клиническая смерть.
- 1 декабря 1969 года — Свадьба Высоцкого и М.Влади на 2-й Фрунзенской улице.
- 29 ноября 1971 года — Премьера «Гамлета» в Театре на Таганке. В главной роли — Высоцкий.
- Март 1973 года — Впервые «вшивает» химическую ампулу.
- Лето 1973 года — Впервые едет на Запад.
- 1973 год — Первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого вышли — в США.
- Весна 1975 года — Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.
- 1977 год — Начинает принимать наркотики.
- 10 мая 1978 года — Первый съемочный фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.
- 25 июля 1979 года — Вторая клиническая смерть — на гастролях в Бухаре.
- 1979 год — Снялся в своем последнем фильме — «Маленькие трагедии».
- 17 июля 1980 года — Последний концерт — в Болшево.
- 18 июля 1980 года — Последний выход на сцену театра — в спектакле «Гамлет».
- 20 июля 1980 года — Последнее стихотворение: «И снизу лед, и сверху — маюсь между…»
- 25 июля 1980 года — Скончался в 4.10 утра в своей квартире на Малой Грузинской, 28
Малоизвестные факты из жизни Владимира Высоцкого
1. Володя рос в послевоенную пору. Однажды ватага ребятишек нашла где-то боеприпасы, и, как водится, решили их поджечь. Бросили в костер. Взрыв лишил зрения всех Володиных товарищей. А он остался невредим.
2. Близкие друзья Высоцкого утверждают, что он обожал быструю езду, часто превышая скорость в 200 километров. Поэтому артист часто разбивал свои автомобили, как будто «играл со смертью». Нередко музыканту и актеру не удавалось вовремя остановиться и в результате авто разбивалось и чаще всего так, что о восстановлении первоначального состояния не могло быть и речи.
Среди автомобилей Высоцкого были «Волга ГАЗ-21» серого цвета, ВАЗ-2101, а также два BMW — один серый, другой бежевый, привезенные Высоцким из Германии. В 1976 году у Владимира Высоцкого появился первый «Мерседес» 1975 года выпуска, цвета «голубой металлик», а в конце 1979 года на гастролях в Германии Владимир купил спортивное двухместное купе Mercedes 350 жёлто-коричневого цвета.
Когда его супруга Марина Влади привезла возлюбленному машину Renault 16 из Парижа, которую ей дали за съемки в рекламе, исполнитель разбил транспортное средство в тот же день, врезавшись в автобус.
3. Однажды Высоцкого обокрали в Сочи, а из номера артиста исчезли куртка, зонт и джинсы, в кармане которых были паспорт, ключи от квартиры и другие документы. На следующий день знаменитый бард отправился в милицию, чтобы написать заявление. По возвращению в гостиницу он был очень удивлен, так как пропавшая куртка лежала в комнате с запиской: «Владимир Семенович! Возвращаем документы и куртку, а джинсы мы уже продали. Простите нас, мы не знали, кому принадлежат эти вещи».
4. Имя Высоцкого стало настолько популярным, что в его честь назвали улицы, аллеи, набережные во многих городах РФ и за рубежом, 20 скал, речные пороги, ледники и каньоны, корабли, театры, 200-метровый небоскреб, самолеты, и даже астероид 2374 Vladvysotskij.
5. Однажды Высоцкого везли на вокзал, причем водитель ехал с превышением скорости. Машину остановил сотрудник ГАИ, но моментально забыл о том, что водителя надо наказать, когда узнал, что в «Волге» едет Высоцкий. Он начал просить автограф, но нигде не мог найти ни кусочка бумаги. «Инспектор сильно разнервничался, достал 25 рублей и говорит Высоцкому: «Распишитесь, пожалуйста, на ней. Я эту купюру буду всю жизнь хранить и не потрачу». Высоцкий засмеялся и сказал: «Мне правительство запретило на гознаках ставить свою подпись».
6. Владимир Высоцкий отправил своему другу Анатолию Утевскому необычную телеграмму, в которой написал: Приезжай срочно. Я женюсь на самой красивой артистке СССР». Речь шла о его второй супруге, Людмиле Абрамовой. С актрисой бард познакомился в 1961 году, когда после перебора с алкоголем устроил дебош в одном из ресторанов. Музыканта за битье посуды грозили выселить из гостиницы или сдать в милицию, если он не заплатит. В результате Высоцкий попросил у Абрамовой взаймы, а она, недолго думая, отдала новому знакомому золотой перстень с аметистом, который являлся ее фамильной драгоценностью. Буквально через пару дней Высоцкий сообщил своему другу о том, что собирается вновь жениться.
7. Несмотря на то, что о смерти Высоцкого не сообщили ни на радио, ни на центральном телевидении, проводить легендарного барда и актера пришли десятки тысяч человек. Дело в том, что в Москве тогда проходили Олимпийские игры и советское руководство не хотело огорчать людей этой печальной новостью. О смерти исполнителя написали над окошком театральной кассы, а также в двух газетах, но этот факт не помешал истинным поклонникам попрощаться со своим кумиром.
8. Стихотворение о Сталине стало первым стихотворением, написанным Владимиром Высоцким в его жизни. Он сочинил его в марте 1953 года и назвал «Моя клятва». В стихотворении автор тоскует по безвременно почившему правителю. Володе тогда было всего 15 лет.
9. Высоцкий должен был стать волком… …из «Ну, погоди!», но не стал. Не пропустила цензура. Изначально Волка в мультфильме «Ну, погоди!» должен был озвучивать Высоцкий, но сделать это ему не разрешила цензура, и его заменил Анатолий Папанов. Официальные власти вообще старались не замечать поэта-бунтаря. Очень долгое время ему отказывали в ролях в кино. На центральные телеканалы не вышло ни одного концерта или интервью с участием Высоцкого. Так что, очередной запрет властей, на этот раз — озвучивать героя детского мультфильма, не удивил поэта, зато очень огорчил создателей мультсериала. Однако авторы мультфильма все же сумели оставить воспоминание о Высоцком в первом выпуске — отрывок фонограммы «Песни о друге» Высоцкого из фильма «Вертикаль» («художественный свист» Волка) используется в сцене, когда Волк, закинув верёвку на антенну, взбирается по ней наверх на балкон к Зайцу. Этот же отрывок фонограммы песни Высоцкого звучит в выпуске 10-й серии — в сцене «страшного сна» Волка (где Волк и Заяц «поменялись местами»).
10. Официальное признание к Высоцкому все-таки пришло. Правда, очень поздно. В 1978 году Владимиру Высоцкому была присвоена профессиональная категория, принятая в СССР, вокалиста — солиста эстрады. Это давало возможность ему официально вести концертную деятельность. Владимир Высоцкий успел дать почти полторы тысячи концертов в республиках СССР и за рубежом. Его перу принадлежит 850 произведений, в том числе около 600 песен.
11. У Владимира Семеновича всегда было много поклонников и еще больше поклонниц. Когда снимали знаменитый «Место встречи изменить нельзя», милиции пришлось даже оцеплять центр Москвы, иначе фанаты просто не дали бы работать. Но одна девушка все же пробралась через оцепление, нашла Высоцкого, но поговорить с ним так и не смогла – она просто поздоровалась, а потом… укусила актера за плечо, благо, он был в образе и в кожаной куртке. Отцепляли упрямицу всем миром, а Высоцкий от злости даже обозвал ее бешеной стервой.
12. Любимая многими «Песня о погибшем друге» посвящена Николаю Скоморохову, советскому летчику, который не только не погиб на войне, но и пережил самого Высоцкого.
13. Владимир Семенович всегда играл на гитарах с семью струнами – это была его исполнительская особенность.
14. Во время съемок фильма «Вертикаль» Говорухин зашел в номер Высоцкого в отеле. Володи не было на месте. Но на кровати лежали листы, исписанные новыми стихами к фильму. «Мерцал закат, как блеск клинка…» Говорухин прочел эти знаменитые стихи всего раз, и сразу же запомнил. Он спустился в холл отеля и увидел там Высоцкого, который что-то пел друзьям. Заметив Станислава Говорухина, он радостно сообщил ему, что сочинил новую песню. План розыгрыша созрел в голове режиссера сразу же. Прослушав первые строки песни, Говорухин стал декламировать окончание стихотворения, заявив, что это очень известная старая песня. Высоцкий очень удивился и смутился. Выглядел совершенно растерянным и повторял, что не знает, как это произошло в его голове. «Возможно, я слышал эту песню когда-то в детстве и забыл? А теперь вот вспомнил?» — сказал бард. Видя его растерянность, Говорухин рассмеялся и пояснил, что просто разыграл его.
15. Высоцкого однажды обвинили в краже. Это произошло в Париже. Он жил у Марины Влади и в один из дней, припарковав машину на стоянке возле дома, по старой советской привычке стал откручивать дворники и зеркала — чтобы не украли. Заметив это, патрульный полицейский подумал, что это вор, и решил задержать Высоцкого. Ситуацию спасла Марина Влади, которая в окно квартиры увидела инцидент. Она пояснила, что Высоцкий — из России, и там вот таким образом принято бороться с кражами. Полицейский удивился, но извинился, конечно.
16. «Фашисты, фашисты, фашисты…» — кричали москвичи, ставшие свидетелями того, как власти стирают с улиц память о Владимире Высоцком. Поэт умер в 1980-м, когда в Москве проходила Олимпиада, и власти хотели, чтобы похороны прошли тихо и незаметно. Всего две газеты, «Советская культура» и «Вечерняя Москва», дали два коротких сообщения о том, что умер Владимир Высоцкий, да еще над кассой Театра на Таганке вывесили записку с этими же словами: «Умер Владимир Высоцкий». А дальше свое дело сделало сарафанное радио. Проститься с поэтому пришли десятки тысяч человек. Траурная очередь растянулась от Таганки до стен Кремля. Люди часами стояли на палящем солнце, чтобы положить цветы к гробу.
17. Худрук театра Юрий Любимов обратился к властям столицы с просьбой разрешить проехать машине с открытым гробом по улицам города, чтобы люди могли проститься с Высоцким, но машина, обманув все ожидания, свернула в тоннель. А следом за ней выехала коммунальная «поливалка» и стала водой смывать оставшиеся на асфальте цветы. Но когда коммунальные службы стали выламывать из окна театра установленный там портрет Высоцкого, люди не выдержали и стали скандировать «Фашисты!»
18. Высоцкому удалось несколько раз съездить на гастроли в США, при этом КГБ тщательно отслеживало все его передвижения. Никаких замечаний по приезду к музыканту не было, а самого Высоцкого поразило то, как журналисты во время интервью первым делом спросили музыканта о диктаторском режиме в СССР и трагедии простых людей. Впрочем Высоцкий не дал себя скомпрометировать и давал только колкие и краткие ответы на подобные вопросы. Когда на встрече с режиссерами Владимир Высоцкий начал тихо петь под гитару, все попросили спеть его громче. При этом никто из присутствующих не понимал, о чем поет музыкант, но просили продолжать.
19. Высоцкий написал больше 200 стихотворений, порядка 600 песен, поэму для детей, а также прозу и драмы, сценарии и киноповести. В общей сложности его перу принадлежит более 850-ти поэтических произведений. Как музыкант, он дал примерно полторы тысячи концертов в СССР и за рубежом.
20. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенный в 2010 году, показал, что Высоцкий занимает второе место в списке «кумиров XX века» после космонавта Юрия Гагарина. А в результате исследования Фонда «Общественное мнение» 2011 года, было выявлено, имя Владимир Высоцкий знакомо абсолютному большинству россиян — 98 %. А приблизительно 70 % ответили, что творчество Высоцкого – это явление отечественной культуры XX века.
21. Владимир Высокий очень любил Грузию и много раз бывал здесь – как на гастролях, так и в гостях у друзей. Именно в этой стране Высоцкий однажды чуть не утонул в стремительной реке Кура, шумно праздновал бракосочетание с Мариной Влади, общался с известными грузинскими скульпторами и художниками.
В 1966 году Высокий оказался на съемках эпизодов «Вертикали» в горной Сванети, где познакомился с известными грузинскими альпинистами — Иосифом Кахиани и Михаилом Хергиани. Последнему Владимир Высоцкий даже посвятил песню, в которой есть такие строки: «Ты идешь по кромке ледника, взгляд не отрывая от вершины. Горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины…».
22. Последние строки, которые Владимир Высоцкий написал 11 июня 1980 года. Незадолго до смерти Высоцкий прочитал их Марине Влади по телефону:
«Мне меньше полувека – сорок с лишним.
Я жив, двенадцать лет тобой храним.
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним.
Мне есть, чем оправдаться перед Ним… «
После похорон Марина очень хотела найти это стихотворение. В конце концов оно нашлось – было записано на рецепте от какого-то лекарства: Высоцкий часто записывал строчки на всем, что попадалось под руку… А в этих строках он будто предчувствовал свою смерть. В черновом автографе поэта сохранился вариант последней строки этого стихотворения: «Мне будет, чем ответить перед Ним».